"Один молодой чемодан из Израиля утверждает, что Профессор был евреем и написал "Хоббита" в сирийском плену" Красная Книга Западных Приколов, Арда-на-Куличках     По официальным данным Дж.Р.Р. Толкиен евреем не был, но судя по его творчеству, много знал об истории еврейского народа. В описаниях эльфов прослеживается немало сходных с евреями черт. Рассмотрим же это сходство: Эльфы - Перворожденные, Старшие Дети Эру. Евреи так же народ очень древний, традиция считает народ Израиля старшим и любимым из детей Господа. (Исход 4:22 "так сказал Господь: "сын мой, первенец мой - Израиль").     Эльфы бессмертны. Евреи хоть и смертны, но как народ существуют вот уже более трех тысячелетий. Одно из объяснений этому - евреи на протяжении веков жили закрытыми общинами, сохраняя свой жизненный уклад и ревниво оберегая его от чужаков. Эльфы в Третью Эпоху так же жили несколькими обособленными сообществами. Браки между эльфами и людьми можно сосчитать на пальцах одной руки.     Очень многие Люди во времена "Властелина Колец" относились к эльфам с недоверием и страхом. Боромир очень неохотно соглашается войти в Лориэн, Эомер называет Владычицу Галадриэль колдуньей из Золотого Леса. Но Фарамир рассказывает Фродо и Сэму, что некоторые из людей все же приходят в леса эльфов, чтобы научиться там знанию Старшего Народа. Так и к евреям иногда приходили люди из других религий и народов, чтобы изучить еврейские законы и принять их религию, с ее образом жизни.     Квенья - язык Валинора - не употребляется для повседневной речи. На Квенья написаны книги, сложены песни, это язык ритуалов и достояние истории. А язык ежедневного общения - Синдарин, произошедший от Квенья, несколько более простой по форме. У евреев же есть иврит - язык Библии и древнего Царства Израиля. В течении двух тысяч лет на иврите не говорили: на нем читали Священное Писание и писали комментарии к нему, на нем молились и пели песни. А разговорным языком европейских евреев был идиш, который включает множество видоизмененных ивритских корней.     После сорока лет блужданий в пустыне евреи пришли в Землю Обетованную, текущую молоком и медом. Там у них было свое государство, царь и Храм. Храм был разрушен, как учит традиция, из-за беспричинной ненависти в народе Израиля. Народ же был изгнан и рассеян по всему свету. С тех пор и во все времена евреи ждали и надеялись, что Иерусалим будет отстроен и они вернутся в Землю Израиля. Сравним с эльфами: Великий Поход привел их в благословенный Валинор, где эльфам жилось легко и беззаботно под опекой Валар. Когда же погибли Два Древа, Финвэ был убит и Сильмариллы украдены - нолдор покинули Валинор. Ушедшие стали изгнанниками. В конце Первой Эпохи большинство их вернулось на Запад (не напоминает ли это массовый отъезд евреев в Израиль в ХХ-ом веке?). Но до сих пор Аман и Тол-Эрессэа звучат в песнях эльфов Средиземья как благословенная родина, куда они желают вернуться.     Таким образом, внимательный читатель может заметить немало сходства между евреями и Дивным Народом. Конечно, мне возразят: где же Сильмариллы и Клятва Феанорингов, эльфийские королевства Белерианда и люди, служившие им, где же, наконец, войны с Морготом? А с другой стороны, где инквизиция и гонения, которым подвергались евреи на протяжении веков изгнания? На это отвечу лишь, что сходство не может быть полным. Возможно, автор боялся сделать еврейские черты у эльфов слишком узнаваемыми. А может, он очень уважал евреев, поэтому, придав Старшему Народу сходство с народом избранным, сделал их столь великими. А скорее всего не задумывался Профессор ни о каких евреях, писал историю Дивного Народа так, как видел, а все вышеизложенное считайте манией величия израильской толкиенистки. |