Дж.Р.Р.Толкин

ПРИЛОЖЕНИЯ К "ВЛАСТЕЛИНУ КОЛЕЦ"
перевод Pera



На опушку    Толкин



Приложение D

КАЛЕКНДАРЬ ШИРА

Применим ко всем годам

yule
1. afteryule
2. solmath
3. rethe
4. astron
5. thrimidge
6. forelithe
lithe
overlithe (День Середины Года)
lithe
7. afterlithe
8. wedmath
9. halimath
10. winterfilth
11. blotmath
12. foreyule
yule


      (В каждом месяце – по 30 дней; всего в году – 365 дней; месяцы с 1 по 12 соответствуют нашим месяцам с января по декабрь; не пронумерованы вставные дни)

      Каждый год начинался в первый день недели – субботу, а заканчивался в последний день недели – пятницу. День Середины Года, а также Добавочный литэ в високосные года, не имел наименования дня недели. Литэ перед Днем Середины Года назывался 1 литэ, а литэ после него – 2 литэ. Юлэ в конце года носил название 1 юлэ, а юлэ в начале года – 2 юлэ. Добавочный литэ был особым праздничным днем, но в года, важные для истории о Великом Кольце, он не выпадал. Високосным был год 1420 – год великого урожая и удивительного лета, знаменитый еще и тем, что тогда сыграли больше всего свадеб на памяти обитателей Шира и даже, как уверяют, согласно письменным хроникам.


Календари

      Часто бывает трудно получить из старинных преданий и хроник точную информацию относительно вещей, которые в свое время были обиходными и известными всем без исключения современникам (это относится в полной мере к названиям букв алфавита, дней недели, а также к наименованию и продолжительности месяцев года). Однако благодаря широко распространенному интересу к генеалогии и древней истории, возникшему в среде образованных Ширских Хоббитов после окончания Войны Кольца, они, по всей видимости, уделяли большое внимание датам и обращались с ними очень аккуратно, даже оставив после себя сложные таблицы соотношений их собственной календарной системы с другими. Я не большой знаток в этих вопросах и мог, поэтому, допустить немало ошибок, но, в любом случае, хронология решающих годов, а именно 1418 и 1419 по Летоисчислению Шира (ЛШ), настолько тщательно расписана в Алой Книге, что не может возникать особых сомнений по поводу дней и даже частей суток в данный момент времени.
      Календарь Шира по нескольким пунктам отличался от нашего. Год тогда, несомненно, был такой же длины < 365 дней, 5 часов, 48 минут, 46 секунд >, потому что, как бы далеко ни отстояли те времена от нас по счету годов и человеческих жизней, они не такие уж давние по счету памяти Земли. Хоббитские летописи говорят, что, когда они были кочевым народом, они не знали "недели" и, хотя они знали "месяцы", определявшиеся в большей или меньшей степени по лунным циклам, их датировки и счет времени были расплывчатыми и неточными. Когда они стали оседать в западных землях Эриадора, то приняли Королевское летоисчисление Дунэдайн, перенятое теми от Элдар. Но в него Ширские Хоббиты внесли несколько незначительных изменений. Этот календарь, названный Летоисчислением Шира, был позднее принят и в Бри, исключая только то, что в Шире Годом 1 считался год колонизации Хоббитами этого края.
      Хорошо известно, что Элдар в Средиземье, которые, по замечанию Сэмуайса, имели больше времени в своем распоряжении, считали его более долгими периодами, и Квенийское слово йен, часто переводимое "год", на самом деле обозначало промежуток времени, составляющий 144 наших года. Элдар предпочитали считать в шестиричной и двенадцатиричной системе, где это было возможно. Солнечный "день" они называли рэ и считали его от заката до заката. Йен состоял из 52 596 дней. В большей степени для ритуальных, чем для практических надобностей Элдар соблюдали неделю, или энквиэ, состоящую из шести дней, причем йен включал 8 766 таких недель, или энквиэр, считаемых последовательно в течение всего периода.
      В Средиземье Элдар еще соблюдали короткий период солнечного года, называвшийся коранар, или "солнцеоборот", когда он рассматривался более или менее астрономически, но обычно именовавшийся лоа, или "рост", (особенно в северо-западных землях), когда в расчет принимались в первую очередь сезонные изменения в растительной жизни, что было в целом обычным для Эльфов. Лоа делился на четыре периода, которые можно было бы рассматривать как долгие месяцы или короткие сезоны года. Они, несомненно, варьировались в разных регионах; Хоббиты, однако, дают информацию только о Календаре Имладриса. В нем было шесть таких "сезонов", называвшихся на Квэнья туилэ, лаирэ, йавиэ, квеллэ, ривэ, коирэ, что может быть приблизительно переведено как "весна, лето, осень, увядание, зима, пробуждение". На Синдарине названия их были этуил, лаэр, иавас, фирит, рив, эхуир. "Увядание" еще называлось лассэ-ланта, или "листопад", а на Синдарине – нарбелет, или "убывание солнца". Лаирэ и ривэ насчитывали каждый по 72 дня, а все остальные – по 54. Лоа начинался в йестарэ, день как раз перед туилэ, и завершался в меттарэ, день сразу после корэ. Между йавиэ и квеллэ встявлялись эндери, или "серединные дни", всего три. Это давало год из 365 дней, который поддерживался удваиванием эндери (т.е. добавленим еще трех "серединных дней") каждый двенадцатый год.
      Как справлялись с неизбежно вытекающей отсюда неточностью, неясно. Если год тогда был такой же длины, как сейчас, то йен должен был быть длиннее на день. О том, что неточность имела место, свидетельствует примечание в Календарях Алой Книги к тому факту, что в "Летоисчислении Ривенделла" последний год каждого третьего йена был короче на три дня: удвоение трех эндери в такой год не производилось; "но в наши дни такого не случалось". Об исправлении этой или какой-либо другой неточности письменных сведений не сохранилось.
      Нуменорцы изменили эти приспообления. Они разделили лоа на более короткие периоды с более регулярной продолжительностью и придерживались обычая начинать год в середине зимы, как это было установлено Людьми северо-запада, от которых они произошли в Первую Эпоху. Позднее они, кроме того, добавили в неделю седьмой день и отсчитывали день от одного восхода солнца (встававшего из восточного моря) до следующего.
      Нуменорская система, применявшаяся в Нуменоре, а потом в Арноре и Гондоре до окончания времени королей, называлась "Летоисчислением Королей". Обычный год состоял из 365 дней. Он делился на 12 астар, или месяцев, из которых десять состояли из 30 дней, а два из 31. Длинные месяцы стояли рядом по обеим сторонам Полугодия и соответствовали приблизительно нашим июню и июлю. Первый день года назывался йестарэ, серединный (183) – лоэндэ, и последний – меттарэ; эти три дня не входили ни в какой месяц. Каждый четвертый год, исключая последний год столетия ( хараниэ ), два эндери, или "серединных дня", подставлялись вместо лоэндэ.
      В Нуменоре летоисчисление начиналось с 1г. ВЭ. Недочет, вызванный вычитанием одного дня из последнего года столетия, не устранялся до последнего года тысячелетия, и недочет за тысячу лет составлял таким образом 4 часа, 46 минут, 40 секунд. Эти добавления производились в Нуменоре в года 1000, 2000, 3000 ВЭ. После Падения Нуменора в 3319 ВЭ система была сохранена изгнанниками, но была сильно нарушена новой нумерацией годов с началом Третьей Эпохи: 3442 ВЭ стал 1 ТЭ. 4 ТЭ стал високосным годом вместо 3 ТЭ (3444 ВЭ) и из-за этого возник еще один короткий год из 365 дней, что вызвало недочет из 5 часов, 48 минут, 46 секунд. Тысячелетние добавления были произведены на 441 год позже: в 1000 ТЭ (4441 ВЭ), а также в 2000 ТЭ (5441 ВЭ). Чтобы как-то уменьшить возникшие таким образом ошибки и возрастание тысячелетнего недочета, Наместник Мардил выпустил исправленный календарь, который должен был показать результат в 2060 ТЭ (после специального добавления двух дней в 2059 ТЭ 9 (5500 ВЭ)), завершавшем как раз пять с половиной тысячелетий от начала Нуменорской системы летоисчисления. Но эта мера все равно не смогла устранить еще примерно 8 часов недочета и Наместник Хадор добавил к году еще одни сутки в 2360 ТЭ, хотя недочет и не был настолько велик. После этого не производилось более никаких усовершенствований (в 3000 ТЭ, в связи с угрозой надвигающейся войны, этими вопросами вообще пренебрегли). К концу Третьей Эпохи, по прошествии более чем 660 лет, Недочет не составлял еще и одних суток.
      Исправленный Календарь Мардила стал называться"Летоисчислением Наместников" и был принят большинством говорящих на Вестроне, кроме Хоббитов. Все месяцы состояли из 30 дней, и еще 2 дня, не входившие ни в один месяц, были вставлены между третьим и четвертым (март, апрель) и девятым и десятым (сентябрь, октябрь) месяцами. Таким образом после всех исправлений и добавлений в году появились пять дней, стоящих особняком, и дни эти стали праздничными: йестарэ, туилерэ, лоэндэ, йавиэрэ, меттарэ.
      Хоббиты были консервативным народом и продолжали пользоваться календарем Летоисчисления Королей, видоизмененным в соответствии с их собственными обычаями. Месяцы их были все одинаковой длины по 30 дней каждый, но имелось еще три летних дня, которые в Шире назывались "литэ", или "литэ-дни", и располагались между июнем и июлем. Последний день уходящего года и первый день наступающего назывались "юлэ-дни". Юлэ-дни и литэ-дни не входили ни в один из месяцев, так что 1 января было вторым, а не первым днем года. Каждый четвертый год, за исключением последнего года столетия < В Шире, где Год 1 соответствовал 1601 ТЭ; в Бри, где Год 1 соответствовал 1300 ТЭ, это был первый год столетия.>, в году было четыре литэ-дня. Литэ-дни и юлэ-дни были главными праздниками года и днями веселья и пиршеств. Добавочный литэ-день вставлялся после Дня Середины Года, так что 184 день каждого високосного года носил название добавочного литэ и являлся днем особого веселья и радости. Полный период юлэ составлял шесть дней и включал последние три и первые три дня каждого года.
      Хоббиты Шира сделали одно небольшое нововведение, придуманное ими самими (и впоследствии принятое также жителями Бри), которое они назвали Ширской Реформой. Они решили, что смещение названий дней недели в соответствии со смещением дат от года к году является неупорядоченным и неудобным. Поэтому в дни Исенгрима Второго они постановили, что злополучный день, нарушавший последовательность, не должен вообще иметь названия дня недели. После этого День Середины Года (и добавочный литэ) определялся только по названию и не входил в неделю (I, 230). Как следствие этой реформы, год теперь всегда начинался в первый день недели и заканчивался в последний, а одна и та же дата в любой из годов приходилась на один и тот же день недели во все остальные года, так что жители Шира больше не трудились ставить день недели в своих письмах и дневниках, как это было раньше < При взгляде на Календарь Шира можно заметить, что единственным днем недели, с которого не начинался ни один месяц, была пятница. Поэтому в Шире стало устойчивой шуткой говорить о "пятнице, 1-го числа", как о несуществующем дне или как о дне, когда происходят невероятные вещи, например, когда свиньи летают или (в Шире) деревья ходят. Полностью идиома звучала так: "в пятницу, первого числа, месяца летней слякоти" {summer-filth; в Календаре Шира октябрь назывался winterfilth (досл. "зимняя слякоть"), эффект невероятности происходящего как-бы удваивался упоминанием несуществующего месяца. – прим. пер.}.>. Они нашли это чрезвычайно удобным дома, но уже не настолько удобным, если им случалось выезжать дальше Бри.

***

      В вышеизложенных замечаниях, как и во всем повествовании, я использовал наши современные названия для месяцев и дней недели, хотя, естественно, и Дунэдайн, и Элдар, и Хоббиты в действительности пользовались другими названиями. Перевод названий с Вестрона показался мне необходимым, чтобы избежать путаницы, тогда как сезонные значения наших названий более или менее те же самые, по крайней мере в Шире. Однако День Середины Года, по всей видимости, был расположен так, чтобы насколько возможно ближе соответствовать летнему солнцестоянию. В этом случае даты Шира фактически опережали наши примерно на десять дней. и наш День Нового Года более или менее соответствовал дню 9 января в Шире.
      В Вестроне Квэнийские названия месяцев, как правило, сохранялись без изменений, подобно латинским названиям, широко распространенным в наше время в различных языках. Они звучали так: нарвиниэ, ненимэ, сулимэ, вирессэ, лотессэ, нариэ, кермиэ, уримэ, йаванниэ, нарквелиэ, хисимэ, рингарэ. На Синдарине эти названия (используемые только среди Дунэдайн) звучали так: нарваин, нинуи, гваэрон, гвирит, лотрон, норуи, кервет, уруи, иваннет, нарбелет, хитуи, гиритрон.
      Хоббиты Шира и Бри, однако, уклонялись от использования Вестрона в этом пункте и придерживались своих старинных местных названий, которые они, кажется, позаимствовали в древние времена у Людей из долин Андуина; подобные названия существовали, во всяком случае, в Доле и Рохане (см. замечания о языках). Значения этих названий, придуманных Людьми, были, как правило, давно позабыты Хоббитами, даже в тех случаях, когда они изначально знали их, а формы названий в результате значительно изменились: например math в конце некоторых из них является редуцированной формой слова месяц.
      Ширские названия закреплены в Календаре. Можно заметить, что solmath обычно произносилось и иногда писалось как somath; thrimidge часто писалось как thrimich (арх. thrimilch); blomath произносилось blodmath или blommath. В Бри названия отличались: frery, solmath, rethe, chithing, trimidge lithe, the summerdays, mede, wedmath, havestmath, wintring, blooting, yulemath. Frery, chithing, yulemath были в ходу также в Восточном Фартинге < В Бри было шуткой говорить о "зимней грязи {winterfilth} в (грязном) Шире", но, согласно мнению жителей Шира, название wintring было на самом деле измененным Брирянами старым названием, первоначально относившимся к исполнению или завершению года перед Зимой {winter} и сохранившимся еще с тех времен перед повсеместным принятием Летоисчисления Королей, когда их новый год начинался после сбора урожая.>.

***

      Деление на недели Хоббиты позаимствовали у Дунэдайн и перевели названия дней недели, принятые в Северном Королевстве и взятые в свою очередь у Элдар. Шесть дней недели у Элдар были посвящены соответственно Звездам, Луне, Двум Древам, Небу и Валар, или Силам, и именовались в их честь. Последний день был главным днем недели. На Квэнья они назывались эленья, анарья, исилья, алдуйя, менелья, валанья (или тарион ); на Синдарине их названия звучали как оргилион, оранор, оритил, оргаладад, орменел, орбелаин (или родин ).
      Нуменорцы сохранили посвящения и порядок, но изменили четвертый день на алдэа (оргалад), посвятив его только Белому Древу, от которого, как считалось, происходило дерево Нимлот, росшее на Королевском Дворе в Нуменоре. Кроме того, желая иметь седьмой день и будучи великими мореходами, они вставили в неделю "День Моря", или эаренья (ораэарон), после Дня Неба.
      Хоббиты переняли эти усовершенствования, но значения преведенных ими названий были вскоре забыты или же никогда более не упоминались, а формы слов были сильно редуцированы, особенно в повседневном произношении. Первый перевод Нуменорских названий был осуществлен за две или тысячи лет перед окончанием Третьей Эпохи или даже ранее, когда неделя Дунэдайн (элемент их календарной системы, раньше всех перенятый другими народами) была принята Людьми севера. Как и в случае с названиями месяцев, Хоббиты придерживались этих своих переводов, хотя кое-где в зоне распространения Вестрона использовались Квенийские названия.
      В Шире сохранилось не много старинных документов. В конце Третьей Эпохи наиболее древним письменным реликтом был т.н. Желтый Пергамен, или Годовая Книга Тукборо < содержала записи о фактах рождения, бракосочетания и смерти в семьях Туков, а также о других делах, как, например, купля-продажа земли, и еще о множестве событий в Шире.>. Первые записи в ней были сделаны, как представляется, по крайней мере за девятьсот лет до рождения Фродо; многие из них цитируются в хрониках и генеалогиях Алой Книги. В них названия дней недели приводятся в архаичных формах, из которых древнейшими являются следующие: Sterrendei, Sunnendei, Monnendei, Trewesdei, Hevenesdei, Meresdei, Higdei. На языке времен Войны Кольца они превратились в Sterday, Sunday, Monday, Trewsday, Hewensday(Hensday), Mersday, Highday.
      Я передал эти названия тоже нашими названиями дней недели, естественно начинющейся с воскресенья и понедельника, которые в Ширской неделе совпадают по названию с нашими, а остальные переименовал по порядку. Необходимо отметить, однако, что ассоциации с названиями дней недели были в Шире совсем другими, Последний день недели, пятница (Highday), был главным днем и одним из тех, когда устраивались праздничные дневные и вечерние пиршества. Суббота, таким образом, больше соответствует нашему понедельнику, а четверг – нашей субботе < Поэтому в песне Бильбо (I,217) я использовал субботу и воскресенье вместо четверга и пятницы.>.
      Можно упомянуть еще несколько названий, имеющих отношение ко временам повествования, хотя и не использовавшихся в точных датировках. Времена года обычно упоминались следующие: туилэ (весна), лаирэ (лето), йавиэ (осень, или время урожая), ривэ (зима); но они не имели четких границ и выделялся еще период поздней осени и начала зимы, который носил название квеллэ (ласселанта).
      Элдар уделяли особое внимание "сумеркам" (в северных регионах), преимущественно как часам, в которые на небе загорались и угасали звезды. У них имелось много названий для этих часов, самыми обиходными из которых были тиндомэ и ундомэ, причем первое чаще всего относилось к предрассветному часу, а второе – к вечернему. На Синдарине они носили название уиал, которое объединяло в себе минуиал и адуиал. В Шире часы эти часто называли morrowdim (утренние сумерки) и evendim (вечерние сумерки). Ср. Сумеречное Озеро как перевод Ненуиал.
      Даты, приведенные по Летоисчислению Шира, являются единственными, имеющими важность для повествования о Войне Кольца. Все дни, месяцы и числа переведены в Алой Книге на язык Шира или согласованы с ним в примечаниях. Поэтому месяцы и дни недели на страницах Властелина Колец все отнесены к Календарю Шира. Единственные моменты, в которых различия между этим календарем и нашим являются важными для повествования в решающий период конца 3018 – начала 3019 (ЛШ 1418, 1419), суть следующие: в октябре 1418 было только 30 дней, 1 января было вторым днем 1419, а в феврале было 30 дней; так что 25 марта – дата падения Барад-дура – соответствовало бы нашему 27 марта, если бы наши года имели ту же точку отсчета. Тем не менее дата была такой же – 25 марта – как в Летоисчислении Королей, так и в Летоисчислении Наместников.
      Новое Летоисчисление берет начало в 3019 ТЭ в восстановленном Королевстве. Оно представляет собой возврат к Летоисислению Королей и видоизменено так, чтобы влючать в год начало весны, как в лоа системы Элдар < хотя фактически йестарэ Нового Летоисчисления стоит раньше, чем в Календаре Имладриса, где оно более-менее соответствует 6 апрелю Календаря Шира. >.
      В Новом Летоисчислении год начинался 25 марта по старому стилю, в память о падении Саурона и деяниях хранителей Кольца. Месяцы сохранили свои прежние названия, начинаясь теперь с Вирессэ (апрель), но относились к периодам, начинавшимся обычно на пять дней раньше, чем в предыдущие времена. Во всех месяцах было по 30 дней. Между Йаванниэ (сентябрь) и Нарквелиэ (октябрь) стояли три эндери, или Срединных дня (второй из которых назывался Лоэндэ), соответствовавшие 23, 24 и 25 сентября по старому стилю. Но в честь Фродо 30 Йаванниэ, т.е. прежнее 22 сентября, его день рождения, было сделано праздничным днем и поддерживалось каждый високосный год удвоением пиршественного дня, называемого Кормарэ, или День Кольца.
      Считается, что Четвертая Эпоха началась с того момента, как Владыка Элронд покинул Средиземье, а это произошло в сентябре 3021; однако, для удобства записей в хрониках Королевства, 1 год Четвертой Эпохи был годом, начавшимся, согласно Новому Летоисчислению, 25 марта 3021г. по старому стилю.
      Этот счет времени был за годы правления Короля Элессара принят во всех землях, кроме Шира, где сохранялся старый календарь и продолжалось Летоисчисление Шира. Первый год Четвертой Эпохи был поэтому годом 1422; и в той мере, в какой Хоббиты вообще принимали во внимание смену Эпох, они утверждали, что новая Эпоха началась 2 юлэ 1422, а не в предыдущем марте.
      Нет никаких письменных свидетельств того, что жители Шира отмечали 25 марта или 22 сентября как памятные дни; однако в Западном Фартинге, особенно в местности вокруг Хоббитонского Холма, возник обычай устраивать праздник с танцами на Поле Торжеств, в зависимости от погоды, в день 6 апреля. Некоторые говорили, что это был день рождения Сэма Садовника, другие утверждали, что в этот день впервые расцвело Золотое Древо в 1420, а еще кое-кто уверял, что то был Эльфийский Новый Год. В Бакланде каждого 2 ноября в час заката трубили в Рог Марки и потом устраивали фейерверки и пиршества < В этот день звук Рога Марки впервые огласил Шир в 3019г. >.

<– Назад     Вперед –>
Hosted by uCoz