ВВЕДЕНИЕ     Дорогой друг русалок, а может быть, и будущий русалковед, вот лежит перед тобой этот непритязательный труд. Перерыв между последним эстонским русалковедческим изданием - превосходной «Книгой о русалках» М. И. Эйзена - и данным скромным исследованием был довольно велик. Да, почти шесть десятков лет. На «Книге о русалках» уже выросло и приобщилось к науке два поколения наядологов Советской Эстонии, а сама книга стала теперь библиографической редкостью, и достать ее очень трудно. Между тем именно начинающим русалкопытам - нашим славным юннатам - необходимо современное, не слишком объемистое, но строго научное пособие. Мы надеемся, что этот пробел восполнит подготовленный к печати «Полевой определитель эстонских русалок».     Следует упомянуть, что автор предполагал дополнить новыми данными «Книгу о русалках» М. И. Эйзена, с тем чтобы отправить ее в набор для повторного издания, однако в пятидесятые-шестидесятые годы это намерение оказалось неосуществимым) Русалки находились тогда в незаслуженной опале, им предъявлено суровое обвинение в небытии, причем одновременно было сочтено возможным инкриминировать им паразитический образ жизни и уклонение от общественно полезного труда. Достойным осуждения был признан и тот факт, что причастие русалок к исторической борьбе трудящихся за свободу была минимальной (к сожалению, это соответствует истине); имело место проявление индифферентности со стороны русалок и при создании рыболовецких колхозов. Приходится признать, что русалки не были великими борцами, - впрочем, от таких робких и нежных существ трудно этого ожидать. Не требуем же мы от соловья поведения, присущего кречету...     Теперь наконец стало ясно, что все русалки являются природным и культурным наследием, романтическими памятниками, и в полной мере заслуживают быть взятыми под охрану. В последние годы наша культурная политика носила русалкодружественный характер, многое сделано для предотвращения загрязнения водоемов, поскольку запакощенные воды стали представлять опасность для народных русалкобогатств Советской страны.     Составитель определителя отдает на суд читателя свой труд с сердечным трепетом, поскольку он, составитель, не знает другой подобного рода книги в довольно обширной мировой русалковедческой литературе. Гениальный Эйзен в своих трудах довольно близко подошел к созданию подлинно научной систематики русалок, именно собранные (или отредактированные) им описания и многочисленные оригинальные определения явились краеугольным камнем, давшим возможность составить точные дихотомические, или сравнительные, таблицы определителя. При разработке латинских обозначений видов автор пользовался помощью нашего выдающегося латиниста Юло Торпатса, которому выражает глубокую признательность.     Несомненно, при делении русалочьих на семейства, роды и виды, как теперь принято, могут возникать некоторые разногласия, возможно, автор переоценил одни признаки и недооценил другие. Если у читателя возникнет особое мнение, составитель согласен с благодарностью проанализировать таковое и в случае необходимости внести изменения в последующие издания определителя. Эстонские наименования русалок также не претендуют на бесспорность — большинство из них автор был вынужден создать сам, ибо возникла настоятельная потребность, по примеру других естественных наук, при помощи единой номенклатуры провести систематизацию и создать классификацию в области наядологии, давно уже из описательной и статистической науки превратившейся в науку точную. Руководствующемуся старым методом русалковеду грозит гибель в море единичных фактов.     Итак, завершено создание определителя нового типа, и автор осмеливается просить читателя, который будет пользоваться этим пособием, отнестись к нему взыскательно, но доброжелательно. Разумеется, малый объем данного труда не позволяет включить в него все, что нам известно в настоящее время о русалках. Русалколюбу, желающему основательно повысить свои знания в области анатомии, физиологии, генетики и паразитологии русалок, следует обратиться к специальной литературе. Наш определитель при всеобъемлющей разработке темы утратил бы гвою обзорность, известного рода популярность изложения, слишком распух бы, что могло затруднить пользование им.     Остается надеяться, что определитель дойдет до широких народных масс и что наядология превратится в подлинно народную науку. Ведь на протяжении всей истории данного вопроса в изучении русалок главную роль играли дилетанты, а число профессиональных ученых было незначительно.     В заключение автор хотел бы выразить глубокую благодарность тем друзьям русалок, чьи имена фигурируют на страницах определителя, а также многим другим, из которых следует упомянуть кандидата физико-математических наук океанолога Рейна Тамсалу, кандидата биологических наук Тармо Тимма, романиста Оття Оямаа, слависта Геннадия Муравина, исследователя сету Веру Пино, опытных русалковедок Анну Эйго, Мари-Анн Пихлак и философа-киноведа Яана Рууса.     Благодарю также кафедры композиции и музыковедения Таллинской государственной консерваториии за ценные уточнения.     Все предложения по улучшению содержания и формы определителя будут приняты с благодарностью. Сообщения о русалках, не поддающихся определнию на основании настоящего определителя, просим высылать по адресу: Таллин, ул. Харью 1, кв. 5 или же: Тарту, ул. Ванемуйне 21, Институт зоологии и ботаники Академии наук Эстонской ССР. Весьма возможно, что к моменту выхода в свет определителя уже начнет действовать секция русалковедов Эстонского общества естествоиспытателей, для которой представляют большой интерес любые данные в отношении нашей русалкофауны и которая заранее за них благодарна.
    Имели место встречи с заплутавшими русалками, принадлежащими к виду ирландских шипящих всокогрудок (Turgidomamillata hibernica) из семейства ШИПЯЩИХ рода высокогрудок.     Кваркрусалок, возникающих при перевоплощении русалок, можно рассматривать как самостоятельный подотряд (Naiades quarquiformes). С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?     В большинстве случаев уже первая встреча с русалкой пробуждает большой интерес к романтическому и даже несколько загадочному водяному народу. Произойдет ли эта встреча при поэтичном свете полной луны, когда растерявшийся дебютант, присев с бьющимся сердцем в росистой траве, наслаждается прекрасными фиоритурами какой-нибудь писклявой нимфоманки, или же в томительном жаре солнечного полдня, когда любитель природы вдруг столкнется с мечтательно расчесывающей свои золотые кудри прекрасновласой, - русалка всегда производит неизгладимое впечатление. И если повстречавшийся с русалкой не успел еще втянуться в рутину будничной жизни и возраст его соответствует возрасту юного Вертера, то можно быть вполне уверенным, что этот баловень судьбы всей душой возжаждет посвятить себя в дальнейшем развитию отечественного русалковедения. И это прекрасно!     После первой или первых встреч в душе юного любознатца науки возникает вопрос: как организовать свою деятельность, чтобы она не осталась лишь платоническим восхищением русалками? «С чего начинать, как проводить наблюдения над ними?» - вот вопрос, который определяет дальнейший жизненный путь друга русалок.     Рускалковедение есть и, по всей вероятности, пребудет в основном полевой наукой. Самое главное - это постоянное наблюдение и изучение русалок в их экологической среде, на природе. Существенное значение имеет непрерывность работы, ибо путем случайных наблюдений невозможно стать настоящим специалистом. Эта мысль, которую всегда и всюду повторяют по поводу других естественных наук, - загляните хотя бы в «Полевой определитель птиц Эстонии» Э. Кумари, - имеет первостепенное значение и для русалковедения. Без терпения в наше время ничего не добьешься. Если интересующемуся русалками не хватает терпения действовать в отношении объектов исследования планомерно и систематически, то его наблюдения не увенчаются успехом, а из этого, в свою очередь, воспоследует, что его интерес к русалкам упадет и рано или поздно он махнет рукой на свое увлечение. Преуспевшие исследователи могут подтвердить, что из сотен молодых людей, обращавшихся к ним именно с таким вопросом - с чего начинать? - лишь единицы остались верны области своих интересов и твердо вступили в ряды наядологов.     Разумеется, любимцем фортуны можно назвать молодого человека, который уже в начале своей деятельности имеет возможность воспользоваться помощью опытного специалиста. В совместной экскурсии по берегам наших великолепных лесных речек, у ночного костра, сунув рюкзак под голову, любуясь мерцанием звезд и слушая рассказы и указания старшего компетентного друга, можно накопить ценный опыт, на приобретение которого в одиночку уходят годы. Дело затрудняется тем, что у нас изрядная нехватка специальной литературы, многие хорошие зарубежные книги о русалках труднодоступны и вдобавок требуют солидного языкового багажа. Однако - зачем запугивать! Труд, любовь к русалкам и вера в свои силы приведут к цели даже в том случае, когда самостоятельно подступаешь к науке о русалках.     Изучать русалок можно в любое время года, но лучше всего весной и осенью. Оптимальные результаты достигаются в пору Иванова дня, когда большинство русалок проявляет максимальную активность. Благодаря приливу гормонов, их песни в это время наиболее прелестны, блеск волос наиболее чарующ и налив груди максимален. Во всяком случае, под иванов день ни один наблюдатель русалок не останется дома и, разумеется, не устремится к какому-нибудь многолюдному костру, где галдящая пулика употребляет алкогольные напитки. Серьезный исследователь направляется со своим снаряжением на берега девственных родников, речек, озер, расположенных в лесной глуши, ищет и по большей части находит там свой «цветок папоротника».     В зимний период лучшим временем наблюдения является новогодняя декада, когда многие оруньи, особенно плакуши, испускают свои песенные плачи с наибольшей ретивостью.     Вияние дней недели на поведение русалок прежние исследователи преувеличивали. По всей вероятности, это происходило из-за переоценки фольклора и мифологии. Разумеется, исследователь русалок относится к этим славным гуманитарным наукам с почтением, но в наше время наядология, ставшая точной наукой, естественно, больше опираться не может. И все же русалковеды разделяют мнение фольклористов, что лучшими днями для наблюдения следует считать четверг и субботу. Четверговая активность русалок пытались объяснить при помощи теории биоритмов, однако сейчас большинство ученых склоняется к мнению, что русалки, которые вообще-то придерживаются традиий держатся за четверг скорее по привычке. Возможно, многие русалки, что в старину люди именно в этот день наиболее усердно совершали разные магические ритуалы. По данным Эйзена (Эйзен М. И. Старые верования в Эстонии. Тарту, 1927.С.173) по четвергам в некоторых поселениях прилежно музицировали... Продолжение следует... |